Книги

Список хороших книг о дизайне, типографике, архитектуре, искусстве, фотографии, кино, которые мы собрали вместе с преподавателями школы.

Мы рекомендуем дизайнерам читать о смежных искусствах и профессиях — это помогает находить новые решения в работе.

Список продолжает пополняться.

Дизайн

  1. PHAIDON DESIGN CLASSICS
    Коллекция классических объектов промышленного дизайна — от самолетов до предметов быта — в трех томах, составленная экспертами издательства Phaidon. Рассказывает об эволюции дизайна во всем мире, начиная с 1600-х, включает оригинальные чертежи, историю создания и рекламу предметов.

  2. KIMBERLIE BIRKS, DESIGN FOR CHILDREN
    Обзор детских товаров и предметов мебели, начиная с Баухауса до сегодняшнего дня. Умные решения, спроектированные специально для детей: от игрушек, текстиля и светильников до транспортных средств.

  3. THE DEBATE: THE LEGENDARY CONTEST OF TWO GIANTS OF GRAPHIC DESIGN
    Английский перевод знаменитой публичной дискуссии Вима Краувеля и Яна ван Тоорна 1972 года о подходе к дизайну: нейтралитет, рационализм и высокий профессионализм во взаимодействии с клиентом против хаоса художника, который манифестирует в дизайне свою личность и позицию.

  4. ВЛАДИМИР КРИЧЕВСКИЙ, «ИДЕАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН. КНИГА БЕЗ КАРТИНОК, НО С ПРИМЕЧАНИЯМИ»
    Не учебное пособие, а книга, затрагивающая вопросы смысла, решить которые стоит до того, как дизайнер возьмет в руки инструмент. Основной материал графического дизайна — идеи.

  5. THE VIGNELLI CANON, MASSIMO VIGNELLI
    Книга, в которой знаменитый итальянец описывает и иллюстрирует визуальные и нравственные принципы своего дизайна.

  6. 100 YEARS OF SWISS GRAPHIC DESIGN
    Визуальная книга в двух томах, которая дает общее представление о швейцарском графическом дизайне через знакомство с самыми известными и типичными работами.

  7. РАЛЬФ КАПЛАН, «С ПОМОЩЬЮ ДИЗАЙНА»
    Ставшие классикой очерки о дизайне в целом — интерьерном, промышленном, графическом, рекламе, моде. О том, как он конструирует смыслы и ценности, как влияет на человека, бизнес и социум.

  8. MARKUS RATHGEB, OTL AICHER
    Первая монография о немецком графическом дизайнере и педагоге Отле Айхере, ключевой фигуре послевоенного дизайна, пионере в области фирменного стиля и систем визуальной коммуникации брендов. Элегантная и простая презентация через дистилляцию идеологии, языка и эстетики.

  9. ДЖОЗЕФ АЛЬБЕРС, «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА»
    Не просто о том, как цвет устроен, а о том, как много он значит. Как восприятие цвета меняется относительно фона, контекста, формы и как влияет на них.

  10. ИОХАННЕС ИТТЕН, «ИСКУССТВО ЦВЕТА»
    Первая попытка систематизированно изложить знания о цвете, закономерности цветовых контрастов, гармонии и конструирования, написанная автором известного форкурса Баухауса, который лег в основу преподавания в художественных учебных заведениях.

  11. МИШЕЛЬ ПАСТУРО, «ЧЕРНЫЙ. ИСТОРИЯ ЦВЕТА»
    Исследование о том, как менялось восприятие цвета в культуре на протяжении истории человечества. Учит не доверять стереотипам, в том числе гендерным, относительно цветов и не преумножать абсурд.

  12. ВЯЧЕСЛАВ ГЛАЗЫЧЕВ, «ДИЗАЙН КАК ОН ЕСТЬ»
    Значимый советский философ и искусствовед легко и иронично рассуждает о фундаментальных вопросах, касающихся сути дизайна.

  13. НИКИТА ВОРОНОВ, «ДИЗАЙН: РУССКАЯ ВЕРСИЯ»
    Последняя работа известного историка и теоретика. Краткое обобщение его исследований по истории российского дизайна.

  14. ALEXANDER LAVRENTIEV, YURII NASAROV, RUSSIAN DESIGN: TRADITION AND EXPERIMENT 1920−1990
    Первое международное издание, дающее комплексное представление о ключевых этапах истории советского дизайна. В книге много редких фотоматериалов.

  15. CHRISTINA KIAER, IMAGINE NO POSSESSIONS: THE SOCIALIST OBJECTS OF RUSSIAN CONSTRUCTIVISM
    Работа крупного международного исследователя, которая впервые представила англоязычной аудитории подробный анализ знаменитых и малоизвестных проектов русских авангардистов.

  16. YULIA KARPOVA, COMRADELY OBJECTS. DESIGN AND MATERIAL CULTURE IN SOVIET RUSSIA, 1960S-80S
    Свежее исследование молодого международного специалиста по истории дизайна СССР второй половины 20 века: от идей художников-производственников до концепций неодекоративизма и дизайн-программ.

  17. УИЛЬЯМ ЛИДВЕЛЛ, КРИСТИНА ХОЛДЕН И ДЖИЛЛ БАТЛЕР, «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА»
    Разные приемы и методы, применимые для дизайна и проектирования продукта.

  18. РОДРИГО КОРРАЛ И АЛЕКС ФРЕНЧ, «КРОССОВКИ: ИСТОРИЯ МИРОВОГО БЕЗУМИЯ»
    История становления индустрии, которая основана на дизайне. Увлекательный рассказ про психологию массовой культуры потребления.

  19. АЛАН КУПЕР, «ПСИХБОЛЬНИЦА В РУКАХ ПАЦИЕНТОВ»
    Все еще актуальная книга отца Visual Basic — о том, как и зачем разбираться в проектировании и программировании интерфейсов.

  20. ДОНАЛЬД НОРМАН, «ДИЗАЙН ВЕЩЕЙ БУДУЩЕГО»
    Настольная книга дизайнера. Научит замечать абсурдное, видеть плохой дизайн, который порождает столько проблем современной жизни, особенно современных технологий. Она также научит людей улавливать хорошее, понимать, как заботливые дизайнеры поработали, чтобы сделать нашу жизнь проще и легче.

  21. СТИВ КРУГ, «НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ МЕНЯ ДУМАТЬ»
    Очень доступно и с наглядными примерами — о юзабилити сайтов и мобильных приложений.

  22. СЬЮЗАН УЭЙНШЕНК, «100 ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПОВ ДИЗАЙНА»
    О том, как устроена поведенческая психология и что нужно делать, чтобы удержать внимание пользователей и создать интуитивно понятный дизайн.

Типографика

  1. ЯН ЧИХОЛЬД, «НОВАЯ ТИПОГРАФИКА»
    Книга для тех, кто интересуется историей графического и шрифтового дизайна. Кропотливое исследование и четкая формулировка важных стандартов и правил, которые уже успели устареть.

  2. ЯН ЧИХОЛЬД, «ОБЛИК КНИГИ»
    Сборник эссе о типографике и эстетике книги, который охватывает сорокалетний опыт работы автора в книжном деле и проектировании английских и швейцарских изданий.

  3. РОБЕРТ БРИНГХЕРСТ, «ОСНОВЫ СТИЛЯ В ТИПОГРАФИКЕ»
    Исследование типографики, результат которого — не свод непоколебимых правил, а формулирование принципов, которые позволяют каждому творцу продолжать собственное исследование и быть свободным.

  4. ЭМИЛЬ РУДЕР, «ТИПОГРАФИКА»
    Легендарный квадратный том представителя интернационального стиля в графическом дизайне, композиционно и полиграфически приближенный к швейцарскому изданию. Здесь собран материал лекций, которые Рудер читал на протяжении 20 лет в Базельской высшей школе ремeсел.

  5. ЙОЗЕФ МЮЛЛЕР-БРОКМАНН, «МОДУЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ»
    Классическое пособие по модернистскому дизайну демонстрирует многообразие модульных систем и учит работать с сетками разной сложности в разных контекстах: книга, плакат, выставочное пространство, издания.

  6. U&LC: INFLUENCING DESIGN & TYPOGRAPHY
    Своего рода lifestyle-издание для дизайнеров 1970—90-х годов. В книге собраны статьи, исследующие феномен журнала и его влияние на графический дизайн и поп-культуру, и репродукции лучших обложек, иллюстраций и разворотов. Открывает сборник Герб Любалин.

  7. LEWIS BLACKWELL, THE END OF PRINT: THE GRAFIK DESIGN OF DAVID CARSON
    Книга-альбом, объявившая конец книги и при этом ставшая бестселлером. Форма не следует за содержанием, а сама создает его. Графический дизайн и есть коммуникация. Карсон рассказывает о формировании своего подхода, о том, в какой мере этот подход стал вызовом для аудитории и какую реакцию спровоцировал.

  8. HELMUT SCHMID, RUDER TYPOGRAPHY RUDER PHILOSOPHY
    Переизданный 333-й выпуск японского журнала об интернациональном дизайне и типографике: 226 страниц, посвященных работам и жизни Эмиля Рудера. Кроме того, сочинения, дискуссии и оценки коллег, тексты, рассказывающие о мировом влиянии дизайнера.

  9. ВЛАДИМИР КРИЧЕВСКИЙ, «ТИПОГРАФИКА В ТЕРМИНАХ И ОБРАЗАХ»
    Фундаментальная монография об искусстве оформления текста средствами набора. Построена по принципу терминологического словаря из 158 статей, посвященных важнейшим русским типографическим терминам.

  10. ЭЛАМ КИМБЕРЛИ, «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. ПРИНЦИП СЕТКИ»
    Много примеров, десяток упражнений, листы кальки с нарисованной сеткой, чтобы накладывать их поверх изображений.

  11. АЛЛЕН ХЕРЛБЕРТ, «МОДУЛЬНАЯ СЕТКА»
    Отличная книга, разбитая на несколько разделов по типу издания. Примеры сеток для газет, журналов и книг.

  12. РОБЕРТС ЛЮСЬЕН, «ДИЗАЙНЕР И СЕТКА»
    История, примеры и чуть-чуть математики. Можно по схемам посмотреть, как строились разные макеты.

  13. ВЛАДИМИР ЛАПТЕВ, «МОДУЛЬНЫЕ СЕТКИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ»
    Немного истории, много примеров и схем.

  14. BETH TONDREAU, LAYOUT ESSENTIALS: 100 DESIGN PRINCIPLES FOR USING GRIDS
    Сотня примеров с кратким описанием: практика, практика и еще раз практика, без воды и жестких руководств.

  15. ТИМ ХАРРОУЭР, «НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ГАЗЕТНОГО ДИЗАЙНЕРА»
    Все, что окружает тему сеток.

  16. АЛЕКСАНДРА КОРОЛЬКОВА, «ЖИВАЯ ТИПОГРАФИКА»
    Коротко, понятно и актуально о типографике. Прекрасная точка входа, чтобы после перейти к более сложным книгам на эту тему (вроде «Основ стиля в типографике» Роберта Брингхерста).

Философия и искусство

  1. ДЖЕЙМС ЭЛКИНС. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ ИСКУССТВУ
    Арт-критик и профессор Художественного института Чикаго анализирует актуальные вопросы художественного образования, поднимает проблему некорректного критического разбора студенческих работ и предлагает форматы, которые помогут извлечь максимальную пользу.

  2. ВЛАДИМИР ПАПЕРНЫЙ. КУЛЬТУРА ТРИ. КАК ОСТАНОВИТЬ МАЯТНИК?
    Размышления о цикличности российской истории (в том числе культуры) и о том, возможно ли остановить маятник, подружиться с природой и сделать историю культуры линейной.

  3. АНДРЕ БРЕТОН. МАНИФЕСТ СЮРРЕАЛИЗМА
    Про источники творчества, свободные от контроля разума, про поэтику неизвестного и бессознательного. Этот манифест вдохновил и воспитал целую плеяду талантливых художников.

  4. ГАНС ГЕОРГ ГАДАМЕР. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕКРАСНОГО
    Книга важного представителя направления герменевтики. Об искусстве как сопернике философии, духовной упорядочивающей силе, захватывающей ускользающее. встреча с произведением искусства как встреча с самим собой, как единственная возможность пребывания в вечности.

  5. БОРИС ВИППЕР. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСКУССТВА
    Классическое пособие по истории зарубежного искусства: графика, живопись, скульптура, архитектура. Все важные имена, вехи и связи.

  6. ГОТТФРИД БАММЕС. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
    Научные сведения, нужные художнику для моделирования фигуры человека в движении, и советы по работе с эмоциональной составляющей рисунка человека.

  7. ЖУРНАЛ «ЛОГОС»: «ПЛАТОН», PORN STUDIES
    Современные исследования о репрезентации тела и секса в искусстве.

  8. ПОЛЬ ГОГЕН. НОА НОА
    Сочинения о кризисе европейской культуры, потребности в одиночестве, вредоносной природе критики и важности не только созерцания, но и острого чувственного проживания действительности для художника.

  9. АЛЬБОМ «УИЛЬЯМ БЛЕЙК И БРИТАНСКИЕ ВИЗИОНЕРЫ»
    Визуальная книга, исследование влияния поэтического и художественного наследия Блейка на прерафаэлитов, символистов, романтиков и сюрреалистов. О приоритете творческого воображения над подражанием.

  10. ЛУЧО ФОНТАНА. БЕЛЫЙ МАНИФЕСТ
    Краткий обзор истории европейского искусства, утверждение необходимости синтеза искусств и использования современных материалов и технологий, а также утопические мысли о том, что искусство и наука могут изменить общество.

  11. ДЖУЛИЯ КЭМЕРОН. ПУТЬ ХУДОЖНИКА
    Практический курс на 12 недель ежедневных занятий, направленных на раскрытие творческих способностей, принятие своего таланта и укрепление веры в себя. Описанные практики могут смущать, но работают.

  12. ОСТИН КЛЕОН. КРАДИ КАК ХУДОЖНИК
    Не стоит воспринимать призыв буквально. Книга о том, как важно следовать за своими интересами и художественными предпочтениями, исследовать их, досконально вникать в чужое творчество, чтобы найти основу своего.

  13. ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
    Одна из самых популярных книг по философии искусства, написанная простым языком. О движении искусства от подражательства природе к выражению идеи и о делении общества соответственно способности воспринимать разные типы искусства.

  14. MARK EVANS. BOTTICELLI REIMAGINED
    «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли в искусстве, моде, дизайне в интерпретациях Дега, Россетти, Магритта, Уорхола, Кунса и многих других.

  15. КРИСТИАНА ПОЛ. ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО
    Исследование, посвященное эволюции искусства, основанного на новейших информационных технологиях.

  16. TOBIAS G. NATTER. EGON SCHIELE: THE COMPLETE PAINTINGS, 1909—1918
    Каталог картин самого плодотворного периода творчества художника-провокатора: стилистическая свобода, искаженные линии и тела, болезненная сексуальность.

  17. ДЭВИД ХОКНИ, МАРТИН ГЕЙФОРД. ИСТОРИЯ КАРТИН: ОТ ПЕЩЕРЫ ДО КОМПЬЮТЕРНОГО ЭКРАНА
    Философские размышления и диалоги о визуальности провокатора Дэвида Хокни и арт-критика Мартина Гейфорда, проиллюстрированные изображениями самых разных времен и культур.

  18. БОРИС ГРОЙС. ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ОТ ПУСТОТЫ К ПАРАДОКСУ
    О функциях общественного пространства как комплексного социально-культурного феномена: как архитектура конструирует общество и общественную жизнь и какой дизайн гарантирует единство этического и эстетического.

  19. МИХАЙ ЧИКСЕНТМИХАЙИ. ПОТОК: ПСИХОЛОГИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ
    О преодолении сопротивления внешнему хаосу и концентрации на том, что важно и что раскрывает потенциал человека, о культуре плодотворного состояния потока, которое важно не только в целенаправленной деятельности, но в личных отношениях.

  20. ДЖОЗЕФ КОШУТ. ИСКУССТВО ПОСЛЕ ФИЛОСОФИИ
    О том, что чтобы быть художником сегодня, в первую очередь стоит вопрошать о природе искусства: ценность художников измеряется тем, что они добавили нового к концепции искусства. Логика и лингвистика как главные инструменты.

  21. ДЖОН БЕРДЖЕР. БЛОКНОТ БЕНТО
    О создании рисунка как упражнении в ориентации: рисование, как и философия, проистекает из человеческой потребности находить место для вещей и себя самого.

  22. ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ТОЧКА И ЛИНИЯ НА ПЛОСКОСТИ
    Книга, которую можно воспринимать как метод, с помощью которого раскрывается смысл абстрактных картин, как исследование глубинных основ художественного языка.

  23. БОРИС СМИРНОВ. ХУДОЖНИК О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ
    Первая часть книги — это визуальное эссе, серия фотографий дизайна и декоративно-прикладного искусства, вторая часть — текстовая, о природе творчества, красоте и пользе.

  24. ЕВГЕНИЙ РОЗЕНБЛЮМ. ХУДОЖНИК В ДИЗАЙНЕ
    Книга одного из отцов-основателей экспериментальной Сенежской студии, автора термина «художественное проектирование» и концепции «открытой формы».

  25. ВЛАДИМИР АРОНОВ. ХУДОЖНИК И ПРЕДМЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО
    Книга-альбом известного советского искусствоведа предлагает комплексный взгляд на формирование предметной среды человека в контексте общего развития культуры и техники.

  26. ЭДРИАН ДЖОРДЖ. СПРАВОЧНИК КУРАТОРА
    В издании собраны и структурированы по разделам подробные практические рекомендации о том, как придумать и реализовать выставочный проект.

  27. БОРИС ГРОЙС. КОММЕНТАРИИ К ИСКУССТВУ
    У Гройса много прекрасных книг, проникнутых тонкими наблюдениями и общегуманитарной эрудицией в сочетании с огромной любовью к искусству. Но всегда держать под рукой стоит именно «Комментарии к искусству» — канонический сборник текстов, написанный на стыке философии и современного искусствознания. Садясь за работу над концепцией новой выставки или статьей о художнике, обязательно загляните в Гройса — там наверняка найдутся созвучные вашим идеям размышления, отсылки и цитаты.

  28. СЬЮЗЕН СОНТАГ. ЗАНОВО РОЖДЕННАЯ. ДНЕВНИКИ И ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ
    Сборник небольших заметок, иногда состоящих буквально из двух-трех слов — рекомендую всем, кто хочет расширить свой словарный запас и разнообразить тексты. Во время подготовки очередной публикации я обязательно пролистываю дневники Сонтаг, вылавливая нужные мне комбинации слов.

  29. НИКОЛЯ БУРРИО. РЕЛЯЦИОННАЯ ЭСТЕТИКА / ПОСТПРОДУКЦИЯ
    В этой книге критик Николя Буррио искусно объединил многих важных для меня художников вокруг концепции эстетики взаимоотношений или взаимодействия. Дуглас Гордон, Филипп Паррено, Феликс Гонзалес-Торрес, Пьер Юиг оказали большое влияние на становление моих художественных взглядов и позиций. И даже если вы не готовы разделить мои пристрастия, знакомство с книгой существенно расширит кругозор и добавит в копилку ключевых имен и произведений из истории искусства последних 30 лет.

  30. АЛИСА САВИЦКАЯ, АРТЕМ ФИЛАТОВ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО УЛИЧНОГО ИСКУССТВА
    Большое исследование, посвященное моему родному Нижнему Новгороду, написано в соавторстве с художником Артемом Филатовым. История локального искусства 2010-х годов развивается на фоне драматического упадка исторической среды старинного города. Книга одновременно напоминает и справочник, и архив, и мемуары, и путеводитель. Многие описанные в ней места и произведения уже не сохранились, однако большинство упомянутых художников по-прежнему живут в Нижнем Новгороде и продолжают заниматься искусством.

  31. АЛЕКСАНДРА НОВОЖЕНОВА. КОРОБКА С КАРАНДАШАМИ
    Тексты историка искусства Саши Новоженовой вдохновляют меня своей честностью, открытостью процесса рассуждения, умением сопоставить несопоставимое и разглядеть в этом общие закономерности развития общества и искусства. Ее взгляд всегда неожиданный, как и сам предмет исследования.

  32. КЛЭР БИШОП. РАДИКАЛЬНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ
    Критикесса Клэр Бишоп обращается к трем европейским институциям — Музею ван Аббе в Эйндховене, Музею королевы Софии в Мадриде и Музею современного искусства Metelkova в Любляне, — чтобы ответить на вопросы: какие музеи нужны нам сегодня и как кураторские практики могут экспериментировать с восприятием настоящего и переосмыслять модели будущего?

  33. ПАОЛО ВИРНО. ГРАММАТИКА МНОЖЕСТВА. К АНАЛИЗУ ФОРМ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
    Описывая то, как меняется труд и рабочая сила в последние десятилетия, философ и теоретик Паоло Вирно лучше всего уловил смысл кураторских практик и работы внутри культурных институций в целом. Любопытство, болтовня, виртуозность, процесс, а не производство конечного продукта — то, что выходит на первый план. Вирно видит в них потенциал как для солидарности, так и для еще большей разобщенности и угнетения.

  34. ГАЯТРИ СПИВАК. МОГУТ ЛИ УГНЕТЕННЫЕ ГОВОРИТЬ?
    Классическое эссе историка и постколониальной исследовательницы Гаятри Спивак посвящено разбору того, как конструируется положение угнетенных. Работая в мире, который до сих пор испытывает на себе последствия колониальности, важно понимать эти процессы. Да и в целом кураторство — это всегда создание рамки, то есть включения и исключения, и важно отдавать себе в этом отчет.

  35. ANSELM FRANKE. NEOLITHIC CHILDHOOD. ART IN A FALSE PRESENT, CA. 1930
    Мне представляется важным то, что делает куратор Ансельм Франке в Доме культур мира в Берлине, — в его практике очень круто сочетаются исследовательский подход, внимание к политическому контексту и роли искусства в нем.

  36. ТЕРРИ СМИТ. БЕСЕДЫ С КУРАТОРАМИ
    Известный историк искусства, художник и куратор Терри Смит провел обстоятельные беседы с наиболее влиятельными кураторами современности — от Джермано Челанта до Бориса Гройса, написавшего предисловие к русскому изданию.

  37. НИНА САЙМОН. ПАРТИЦИПАТОРНЫЙ МУЗЕЙ
    Известный специалист в области организации взаимодействия музеев с публикой предлагает переосмыслить понятие музея. Исчерпывающее исследование по музеологии и удобное пособие для практиков музейной работы.

  38. БОРИС ГРОЙС. В ПОТОКЕ
    Размышление об искусстве в эпоху интернета от важного теоретика современного искусства.

  39. ОЛИВИЯ ЛЭНГ. НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ ПОГОДА
    Сборник коротких текстов известной британской писательницы и критика о художниках, выставках, событиях и жизни искусства на фоне тревожных событий минувшего десятилетия.

  40. АЛЕКС ПИЛЧЕР. КРАТКАЯ КВИР-ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
    Путеводитель по квир-искусству всего мира.

  41. КРИСТИАНА ПОЛ. ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО
    Подробная история и разбор основных форм и тем искусства новых медиа.

  42. ПАСКАЛЬ ГИЛЕН. БОРМОТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МНОЖЕСТВА
    Сборник эссе, посвященных актуальным вопросам теории и практики современного искусства, его взаимодействия с политикой, экономикой и обществом. Автор — социолог искусства, директор исследовательского центра «Искусство в обществе» Университета Гронингена в Нидерландах.

  43. РОЗАЛИНД КРАУСС, ХЭЛ ФОСТЕР, ИВ-АЛЕН БУА, БЕНДЖАМИН Х. Д. БУХЛО, ДЭВИД ДЖОСЛИТ. ИСКУССТВО С 1900 ГОДА: МОДЕРНИЗМ, АНТИМОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРНИЗМ
    Самая полная на сегодняшний день критическая история искусства 20 — начала 21 века.

Шрифт

  1. ЮРИЙ ГОРДОН, «КНИГИ ПРО БУКВЫ ОТ АА ДО ЯЯ»
    Попытка разобраться в специфике, анатомии и индивидуальных свойствах кириллических букв, а также понять, как дизайнер может работать с этой данностью.

  2. ВЛАДИМИР ФАВОРСКИЙ, «О ШРИФТЕ»
    Авторская классификация шрифтов, интерпретация ключевых понятий графического дизайна и типографики и теория создания шрифтовых композиций мастера гравированного акцидентного шрифта.

  3. ЭРИК ШПИКЕРМАНН, «О ШРИФТЕ»
    Учит разбираться в тонкостях типографики и призывает относиться к ней не как к искусству, а как к инструменту, к шрифту — как к интонации, с которой вы что-то сообщаете.

  4. СОЛОМОН ТЕЛИНГАТЕР, «ИСКУССТВО ШРИФТА»
    Более 200 работ пионера «новой советской типографики», сподвижника Лисицкого, Родченко, Клуциса, часть из которых публикуется впервые. Это исследование эволюции шрифтовой графики мастера в контексте сменяющих друг друга идеологических парадигм 1930—60-х.

  5. PAUL MCNEIL, THE VISUAL HISTORY OF TYPE
    «Визуальная история шрифта» — это всесторонний, подробный обзор основных 320+ шрифтов, созданных с середины 15 века и до наших дней.

  6. SEBASTIAN CARTER, 20TH CENTURY TYPE DESIGNERS
    Переиздание книги 1987 года: анализ изменения технологий, связанных с проектированием шрифта, описание контекста и подходов самых влиятельных шрифтовых дизайнеров 20 века.

  7. JAN THOLENAAR, TYPE: A VISUAL HISTORY OF TYPEFACES AND GRAPHIC STYLES Двухтомное издание по визуальной истории шрифта, с детальным изучением различных стилей. Помимо этого, книга дает доступ к электронной библиотеке TASCHEN, которая содержит огромное количество сканов в высоком разрешении, доступных для скачивания.

  8. ELLEN LUPTON, THINKING WITH TYPE
    Популярное пособие о роли шрифта в визуальной коммуникации, дополненное онлайн-ресурсом Thinking with Type. Для всех, кто имеет дело с текстом.

  9. ЯН ЧИХОЛЬД, «ОБРАЗЦЫ ШРИФТОВ»
    Скрупулезный анализ формы и устройства букв, примеры плохих и хороших шрифтов, рекомендации по подбору шрифта к различным задачам, шрифтовым композициям и типографике в городской среде. Содержит отретушированные ценные исторические иллюстрации.

  10. ВЛАДИМИР КРИЧЕВСКИЙ, «КОЕ-ЧТО О ШРИФТЕ В ТИПОГРАФИКЕ»
    О месте и роли шрифта в типографике, различии между проектировщиками шрифта и дизайнерами как пользователями готовых решений. Основано на «25 полемических суждениях не в пользу шрифтоцентризма».

Архитектура

  1. ПОЛ ГОЛДБЕРГЕР, «ЗАЧЕМ НУЖНА АРХИТЕКТУРА»
    Книга, которая пытается ответить на вопрос в заглавии и одновременно оставляет за читателем право найти свой собственный ответ. Пол Голдбергер — лауреат Пулитцеровской премии и архитектурный обозреватель. Он делится своими переживаниями, рассуждает о формах в архитектуре и рассказывает ее историю.

  2. «МОСКОВСКОЕ МЕТРО: ПОДЗЕМНЫЙ ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ»
    В книге рассказывается не только о московском метрополитене, но и о подземках других европейских столиц. А огромное количество архивных фотографий и графики помогает окунуться в удивительную историю архитектурного чуда России.

  3. ВЯЧЕСЛАВ ГЛАЗЫЧЕВ, «ЗАРОЖДЕНИЕ ЗОДЧЕСТВА»
    Про самую зарю архитектуры. Когда народы мира вступали в период неолита и переходили к оседлому образу жизни, они начинали возводить свои первые жилища. Простые жилища для защиты от непогоды эволюционировали в настоящие произведения искусства.

  4. КОЛИН ЭЛЛАРД, «СРЕДА ОБИТАНИЯ. КАК АРХИТЕКТУРА ВЛИЯЕТ НА НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ И САМОЧУВСТВИЕ»
    Книга о том, что такое психогеография, как архитектура связана с верой в бога и интеллектом крыс. Также автор рассуждает о влиянии архитектуры на наши чувства и восприятие мира.

  5. PETER CHADWICK, THIS BRUTAL WORLD
    Книга о зданиях в стиле брутализма, в которой собраны шедевры архитектуры: Захи Хадид, Людвига Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и других.

  6. LE CORBUSIER, TOWARD AN ARCHITECTURE
    Сборник статей, в которых легендарный архитектор излагает свои взгляды на современную архитектуру, в том числе советскую.

  7. ВЛАДИМИР ПАПЕРНЫЙ, «КУЛЬТУРА ДВА»
    Книга о том, как изучать историю и общество через искусство. Потратив пять лет на кропотливый поиск информации, культуролог раскрыл суть сталинских времен через призму архитектуры. Исследование смысловых и стилевых особенностей тоталитарной культуры.

  8. ПИТЕР АЙЗЕНМАН, РЕМ КОЛХАС, «СУПЕРКРИТИКА»
    Манифест «критической архитектуры», которая не просто занимается строительством, но, понимая свою траснформирующую силу, изучает устройство окружающей реальности и потребности человека, неявно адресованные архитектуре.

  9. МАЙКЛ СОРКИН, «ДВАДЦАТЬ МИНУТ НА МАНХЭТТЕНЕ»
    Прогулка от дома до студии архитектора и архитектурного критика Майкла Соркина — и рассуждение о том, как меняется городской ландшафт, в чем плюсы и минусы джентрификации, о необходимости свободного доступа к городской территории для гражданского самовыражения.

  10. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, «КОГДА СОБОРЫ БЫЛИ БЕЛЫМИ»
    Поэтичный отчет о поездке Ле Корбюзье в США — о восхищении вертикальным городом, новой музыкой и социальностью, бурным индустриальным развитием.

  11. ОЛИВИЯ ЛЭНГ, «ОДИНОКИЙ ГОРОД»
    Критик и эссеист, оказавшись одна в Нью-Йорке, исследует природу одиночества и отчуждения через искусство и репрезентацию городского пространства в нем. Биографии Хоппера, Уорхола, Дарджера, Войнаровича, Номи рассказаны сквозь призму одиночества как философско-психологического понятия.

  12. ЭЛИАС КАНЕТТИ, «ГИТЛЕР ПО ШПЕЕРУ»
    Анализ градостроительных планов Гитлера на основе мемуаров его главного архитектора. Теория масс, соседство созидания и разрушения, здания культового характера и границы.

  13. ВАЛЬТЕР ГРОПИУС, «КРУГ ТОТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ»
    Программные тексты легендарного архитектора, теоретика модернизма и основателя Bauhaus. Размышления об образовании, архитектуре, урбанистике и человеке. Важная мысль о гуманистической архитектуре, которая должна постоянно развиваться и «служить неистощимым стимулом людям».

  14. КУБА СНОПЕК, «БЕЛЯЕВО НАВСЕГДА»
    Архитектор и преподаватель «Стрелки» изучает московский спальный район Беляево как памятник конструктивизма и предлагает новые подходы к сохранению культурного наследия.

Кино и музыка

  1. АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ. ЗАПЕЧАТЛЕННОЕ ВРЕМЯ
    О проблемах времени, ритма, монтажа, о музыке и актере в кино, о понимании сути кинематографического творчества, пытающегося запечатлеть ускользающее. «Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру».

  2. ВИРДЖИНИЯ ВУЛЬФ. КИНЕМАТОГРАФ
    Сборник аналитических очерков, написанных насыщенным художественным языком. В том числе о том, что кино не может быть продолжением литературы и должно избегать всего, что подвластно слову.

  3. ДЭВИД ЛИНЧ. ПОЙМАТЬ БОЛЬШУЮ РЫБУ
    Медитация, постижение восточной философии, размышления и советы о том, как найти творческую энергию и вдохновение. В этой книге эксцентричный режиссер пытается осмыслить то, что мы видим в его творчестве, — то, о чем критиками написано огромное количество статей и что, возможно, не поддается описанию словами.

  4. DAVID TOOP. HAUNTED WEATHER: MUSIC, SILENCE AND MEMORY
    Книга читается как письмо от старого друга, в роли которого выступает признанный английский композитор, теоретик и куратор Дэвид Туп. Он проводит читателя по волнам своей памяти через мир многообразных звуковых концепций.

  5. АНДРЕЙ СМИРНОВ. В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО ЗВУКА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ И СССР ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
    Главная публикация о вкладе российских изобретателей, инженеров и композиторов начала прошлого века в мировую звуковую культуру. Примечательно, что англоязычная версия книги Андрея Смирнова вышла на несколько лет раньше, чем русскоязычная.

  6. BRANDON LABELLE. BACKGROUND NOISE: PERSPECTIVES ON SOUND ART
    Взгляд на развитие звукового искусства через призму общемирового исторического контекста. Максимально беспристрастный анализ и стремление показать ситуацию с разных сторон.

  7. SOUND ART: SOUND AS A MEDIUM OF ART. EDITED BY PETER WEIBEL
    Самое масштабное на сегодняшний день издание, посвященное звуковой культуре и искусству. Содержит обзор наиболее значимых работ, критические, аналитические статьи, упоминание сообщества soundartist.ru и его резидентов. Публикация составлена под редакцией пионера медиаискусства Питера Вайбеля.

  8. JOHN CAGE. A MYCOLOGICAL FORAY: VARIATIONS ON MUSHROOMS
    Книга-напоминание о том, что зачастую самые интересные идеи рождаются самым неожиданным образом.

Новости школы
Подпишитесь, чтобы первыми узнать о новых курсах, скидках и промокодах